Печать

Стратегии расчетов.

 

Перед началом настройки и работы в программе необходимо разобраться и определиться с методикой расчета, подходящей для вашего предприятия и региона.

Выбор правильной методики может повлиять на прибыльность вашего предприятия. Вы сможете выигрывать в борьбе с конкурентами, Вы сможете планировать работу цеха и отслеживать движение денег. Современный рынок требует новых подходов к организации ведения бизнеса и производства.

Программа позволяет очень гибко подойти к этому вопросу. Существует множество методик расчетов изделий из дерева. Самая часто встречающаяся заключается в подсчете стоимости материалов и умножении этой цифры на коэффициент. Коэффициент может варьироваться в зависимости от сложности изделия и иметь довольно большую вилку. На простые изделия из дерева, например, просто строганный брус наценка может быть 50%, то есть коэффициент равен 1,5. На сложную мебель в классическом стиле с гнутыми деталями и элементами декора, коэффициент закладывается от 5 и более, потому что материала, собственно, уйдет немного, а вот работа специалиста краснодеревщика обойдется не дешево, если вы хотите получить качественное эксклюзивное изделие.

Встречаются экзотические методы. Кто-то для упрощения расчетов вообще рассчитывает только расход древесины на заказ и умножает на коэффициент, кто-то раскладывает все детали в плоскости и, высчитав площадь, умножает на стоимость за кв.метр. Такие методики в программе мы рассматривать не будем.

Расчет с коэффициентом на стоимость материалов. Как уже выше писалось, самая часто используемая методика.
Простейшая методика, не требующая особых навыков и знаний. Подсчитывается объем леса с коэффициентом на раскрой и отходы, подсчитываются площади для склейки и площади для окраски деталей, потом эти цифры умножаются на расход клея и ЛКМ. Умножается все это на стоимость клея и ЛКМ и получают стоимость основных материалов. Потом к этому прибавляют стоимость расходников и метизов. Получив всю сумму материалов умножают на коэффициент. Коэффициент обычно зависит от предложения на рынке и личных амбиций производителя. Далее к этой стоимости могут быть прибавлены стоимость комплектующих, например, фурнитуры, далее прибавляются суммы на монтаж, доставку и прочие услуги, если они предусмотрены. В конечном счете, получается розничная цена на изделие.

Достоинств у данной системы не много, это простота.

Недостатки данной системы.

  1. Не учитываются реальные трудозатраты. Зарплата закладывается обычно 10-30% по договоренности с сотрудниками и не учитывают реальное время, затраченное работником, что ведет к делению заказов на выгодные и невыгодные. Последствия понятны.
  2. Не зная реальных трудозатрат, нет четкого понимания сроков исполнения заказа.
  3. Не зная длительности выполнения заказа, невозможно просчитать такие затраты, как эл/энергия, отопление, аренда и прочие ежемесячные платежи.
  4. И самое главное, не зная всех реальных затрат, невозможно рассчитать полную себестоимость и прибыль от заказа. А это может повлиять на возможность конкурировать на рынке. Вы не сможете определить минимальную стоимость до которой Вы можете уступить заказчику. А если Вы уступили в цене, то не знаете о размере прибыли или о возможности сработать в убыток, что может привести к серьезным последствиям – появление долгов, невыплата зарплат сотрудникам и прочие проблемы.

Данную методику нетрудно настроить в программе. Для этого достаточно настроить справочник материалов и создать наборы с этими материалами для вставки в деталь. В процессе создания сметы достаточно выставить нужный коэффициент на материалы для изделия.

Подсчет всех затрат.

Методика потребует некоторой подготовки и усилий. К данной методике можно подойти постепенно от предыдущей методики.

Для перехода и настройки программы Вам потребуется как минимум оцифровать трудозатраты. Для этого нужно провести нормирование на производстве. Возможно использовать старые справочники по нормированию, но лучше самим. Для начала можно провести укрупненное нормирование. Например, для обычного столярного цеха, разбив процесс на заготовку, фрезеровку, шлифовку, окраску и сборку. В последствии каждую часть можно постепенно расписать пооперационно.

Получив расклад по операциям можно настроить некоторые основные расходы и общецеховые затраты. Допустим, вы промерили операцию строжки доски на четырехстороннем станке. Зная объем материала для заказа, вы можете получить время работы станка. Исходя из потребляемой мощности станка и системы аспирации можно рассчитать объем потребляемой эл/энергии за операцию. Для небольших цехов или при периодическом использовании такого оборудования, эта цифра может оказаться довольно существенной. Четырехсторонний станок с центральной системой аспирации может потреблять до 50 кВт/час. За смену 400 кВт/часов.

По похожему принципу можно просчитать и другие расходы. Например, зная среднюю сумму в месяц на отопление и количество работающих в цеху, можно вычислить сумму оплаты на 1 чел/час. Можно теперь эту сумму применить к длительности операции, которую выполняет сотрудник.

В результате использования такой методики Вы получить точную себестоимость заказа и сможете запланировать свою прибыль. Дополнительно Вы получите трудозатраты равные общему времени выполнения заказа и сможете обозначить сроки, вы получите сумму необходимую для оплаты эл/энергии, отопления, аренды и прочих услуг, так же будет вычислена сумма фонда оплаты труда и необходимые налоги.

Ну и бонусом к этому Вы будете иметь возможность анализировать процесс для оптимизации. Вы получите возможность планировать заказы и денежные потоки на предприятии.